Мозг человекаИгры разума: быть умным модно!

Особенности мозга человека
Ответить Пред. темаСлед. тема
Anonymous
 Игры разума: быть умным модно!

Сообщение Anonymous »

«Думайте! Мозги – вот что теперь сексуально», – призывает Шерлок, главный киногерой 2010-х. Интеллектуальные развлечения становятся все популярнее. Мы проводим вечера за настольными играми типа скрабла, в крупных городах проходят викторины формата «Что? Где? Когда?», в марте 2017 года в Будапеште состоялся первый международный чемпионат по интеллектуальным играм Red Bull Mind Gamers. Попробуем разобраться, почему думать снова стало модно.
Мы посмеиваемся над «ботаниками» из сериала «Теория Большого взрыва», но не слишком удивляемся, когда они в конце концов находят себе привлекательных подружек. Представить себе такое лет 10-20 назад было невозможно, как и то, что стильными будут считаться очки.

Почему произошел этот поворот в сторону интеллекта? Возможно, дело в новой реальности. Каждый день мы вынуждены фильтровать огромное количество информации, строить плотины, чтобы не утонуть в информационном потоке. Мы читаем, переключаясь из одного окна в другое, комментируем, воспринимаем многозадачность как новую норму.

Психотерапевт Владимир Дашевский считает: «Интеллект – скорее не мода, а закономерность, адекватный ответ на вызовы времени. Что-то вроде естественного отбора: выживает умнейший. Наше общество в целом стало умнее, людей с высоким IQ стало больше. С другой стороны, для отдельных людей это способ социального маркирования и организации в сообщества. В 1990-е принцип «рыбак рыбака видит издалека» не давал осечек: металлисты легко узнавали в толпе металлистов, панки – панков. Сегодня на смену этим субкультурам пришли сообщества по интеллектуальному признаку».

Но если есть «свои»: те, кто предпочитает интеллектуальный труд физическому, проводит время за чтением книг, просмотром сериалов в оригинале, проходит образовательные курсы на Coursera, – то должны быть и «чужие»? «Да, сегодня общество сильно расслоилось. Между теми, кто смотрит федеральные каналы, и теми, кто получает новости из ленты на Facebook, Twitter, Snapchat, пропасть. И демонстрация интеллекта – один из способов подчеркнуть свою оппозиционность», – уверен психотерапевт.
Тогда как одни находят удовольствие в просмотре новостей и телешоу, другие получают удовольствие от решения головоломок и загадок.

Наконец, интеллект – это способ бегства от действительности с ее насущными проблемами и вызовами. «Людьми с изощренным интеллектом часто движет страх перед реальностью и желание укрыться в спасительном мире абстрактных идей, – уверен Владимир Дашевский. – Впрочем, это нельзя назвать приметой времени – так было всегда».

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ
Яркое подтверждение тому, что интеллект в моде, – то, что Red Bull, бренд, который спонсирует и организует крупные мировые спортивные мероприятия, провел первый в мире чемпионат по интеллектуальным играм.

Девять тысяч игроков на протяжении нескольких месяцев проходили испытания во время отборочных туров. В результате образовались 22 национальные команды-чемпиона, отправившиеся на полуфинал в Будапешт – европейскую родину квестов.

Игру для полуфинала и финала, квест в дополненной реальности Mission: Unlock Enoch по мотивам научно-фантастического фильма Mind Gamers, разработали сотрудники Лаборатории игр Массачусетского технологического института и Технического университета Вены. Игрокам предстояло решить серию головоломок на огромной квест-площадке: провести мяч по столу из электронных компонентов, собрать цилиндр, подобрать правильную комбинацию символов во вращающемся шестиметровом туннеле, чтобы открыть кодовый замок.

В финал чемпионата Red Bull Mind Gamers российской команде «Синячок» выйти не удалось. За главный приз, поездку в Бостон и участие в разработке дизайна головоломок, сразились команды Украины и Словении. Победа досталась словенцам.

Команда «Синячок»: Александр Саликов, Егор Фомин, Анатолий Наталенко, Максим Гончаров.
Российская команда «Синячок»: Александр Саликов, Егор Фомин, Анатолий Наталенко, Максим Гончаров. В отборочном турнире приняли участие 900 человек со всей России. Чтобы попасть в финал, ребята обошли 224 команды-соперника.
Да, в моде снова интеллект, но демонстрировать свои способности можно в офисном пространстве в рабочие часы. Почему и в свободное время многие заставляют свои «шестеренки» работать?

Александр Саликов, член команды «Синячок», представившей Россию на полуфинале чемпионата Red Bull Mind Gamers, объясняет это так: «Человеку нравится побеждать – и по большому счету нравится думать. Мы любим чувствовать себя умными. Это базовый принцип, на котором строятся любые квесты. Даже если пришлось воспользоваться подсказками, игрок при выходе из комнаты ощущает себя победителем – это ведь не так часто бывает в обычной жизни. Времена изменились. Раньше люди были сосредоточены на том, чтобы выжить, обустроить свой быт. А сейчас мы можем не только выживать, но и жить и развиваться. А развиваться сейчас очень модно, это настоящий тренд. Кроме того, выросло поколение тех, кто любит думать, решать задачи».

Психотерапевт Владимир Дашевский с этим согласен: «От решения любых задач в кровь выделяются эндорфины, и победа в квесте не исключение. Решая задачу, мы испытываем удовольствие. Кроме того, это возможность для нас побыть «среди своих» – людей, с которыми нас роднит схожесть интересов и тяга к интеллектуальным удовольствиям».

Александр Саликов участвует в играх и соревнованиях больше 10 лет, сегодня он владелец 8 игровых комнат в Москве. Он уверен, что квест – отличная возможность лучше узнать себя и людей вокруг. В условиях ограниченного времени в человеке ярко проявляются качества, скрытые от него самого.

«В игровой форме, особенно когда цейтнот, быстро становится понятно, кто лидер, кто более пассивный, кто ведущий, кто ведомый, у кого лучше развито логическое мышление. Это очень ценная информация, например, для руководителей: так они могут быстро выяснить, как в стрессовой ситуации поведет себя сотрудник. Поэтому так популярны корпоративные квесты».

Изображение

Квесты: игры нового времени
Квест в реальности – интеллектуальная игра, по правилам которой участникам нужно за отведенное время выбраться из комнаты, решая головоломки, задачи, находя предметы и подсказки. На Западе больше популярен термин escape room (комната, из которой нужно выбраться).

На площадке квеста обычно создаются декорации в тематике игры, комнаты оснащают электронными и механическими устройствами. В классических квестах есть сюжетная линия. Так, участники игры Mission: Unlock Enoch в Будапеште, оказавшись внутри компьютера, должны были спасти свою реальность от злого гения.

Также популярны квесты-перформансы (с участием актеров) и экшн-квесты, в которых нужно не только решать головоломки, но и выполнять задания в духе игры «Форт Боярд».

Первые квесты появились в Азии в 2007 году, в России – в 2012 году.

(НЕ) ВЫХОДИ ИЗ КОМНАТЫ
Конечно, «человек думающий» довольно свободно чувствует себя в информационном пространстве, однако и ему иногда необходима передышка. Как ни парадоксально, такую возможность дают интеллектуальные квесты.

Во всяком случае, так считает профессор кафедры дизайна и разработки компьютерных игр Университета Уилфрида Лорье Скотт Николсон, разработчик квеста Red Bull Mind Gamers. Он уверен: суть любого квеста – не выйти из комнаты, а выйти из реальности, уйти от проблем хотя бы на час: «Только вдумайтесь: целый час без телефона и других гаджетов, вы не проверяете свою страничку в соцсетях – у вас просто нет такой возможности. Час в компании близких вам или просто интересных людей. Это ли не подарок? Так что, если соберетесь играть, советую не сосредотачиваться на цели слишком сильно, а просто получать удовольствие».

С точки зрения профессора Николсона, соревновательный момент и наличие приза вообще портит удовольствие от квеста: «Участники слишком сосредоточены на задаче и не успевают как следует исследовать комнаты, насладиться тем, что мы для них придумали. Стремление к награде вообще часто портит удовольствие от процесса. Я много занимался этим вопросом и понял, как сильно нас меняет, например, школа. Дошкольники очень любопытные, они с удовольствием исследуют мир вокруг и задают уйму вопросов. Но система отметок все меняет: дети сосредотачиваются на оценках и утрачивают любовь к познанию. И это очень обидно. Квест для нас с вами – возможность вновь пробудить в себе эту любовь».
Профессор Скотт Николсон, разработчик квеста Mission: Unlock Enoch.
Итак, мы стали умнее. Возможно, это мода, возможно, больше – новая реальность, в которой мы объединяемся в сообщества и выбираем интеллектуальный досуг, играем в игры. И две эти ипостаси, человек думающий и человек играющий, прекрасно в нас уживаются.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :roll: :wink: :muza: :sorry: :angel: :read: *x) :clever: :thank_you:
Ещё смайлики…
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.